Фонематический
слух - одна из главных составляющих речи
Практически, мы не говорим о
фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается.
Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и
грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха
припадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая
чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения
поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является
основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого
звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что
ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень
приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису»,
«Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного
иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в
школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха
читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их
местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, чтодети
не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», <ц-з» и др. Например, они
заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук». В норме к
пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или
иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки,
если, конечно с ними велась предварительная работа. Как было сказано, 4-5 лет -
возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал,
необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность,
которая будет решать следующие задачи:
1. Ознакомление с миром
слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).
2. Умение слышать
отдельные звуки в словах, определять первый звук.
3. Умение различать
звуки на слух, твердые и мягкие согласные.
4. Умение интонационно
выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Закрепляются задачи
предыдущего этапа обучения:
1. Формирование умения
правильно произносить звуки и слова.
2. Формирование умения
говорить согласно нормам литературного произношения.
3. Формирование
выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами,
разнообразными интонациями.
4. Выработка дикции —
отчетливое, произношение каждого звука изолированно, в словах, а также во
фразовой речи.
Однако вместе с тем у
детей 4—5 лет встречаются нарушения в звукопроизношении (не все дети правильно
произносят шипящие, сонорные); некоторые дети неправильно согласовывают
существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; неправильно
употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.
С учетом этих
недостатков и строится работа в средней группе по развитию фонематического
слуха, с тем чтобы эти недостатки устранить, если они имеются, а если их нет,
подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию звуко-буквенного
анализа.
В нейропсихологии и
логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного
формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с
детьми, главное, что – бы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры,
используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько
групп:
1) Игры на развитие
слухового внимания:
- «Узнай, что звучит?»
- «Узнай, где звучит?»
- «Что ты слышишь?»
- «Назови звуки улицы»
- «Найди по звучанию
такую же коробочку с крупой»
- «Жмурки с
колокольчиком»
- «Морзянка»
- «Угадай по звуку, что
делает?»
2) Игры на развитие
фонематического восприятия:
- Ребенок внимательно
слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении,
назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. При
затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех
вариантах. Слова с теми звуками, которые ребенок говорит правильно Стали громко
петь Еноты
даже разучили (слова,
ноты, стихи)
Приготовлены постели
для Ежей у старой (ели,
липы, сосны)
Съел Сережа на обед
Целых пять больших
(сосисок, блинов, котлет) Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на
(Бармалея, папу, Боярского) Раскрывает Жаба рот,
Громко песенку...
(кричит, поет, квакает) Подвернула я панаму
Чтоб похожей стать на
(маму, артистку, топ модель) - Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания
гласных звуков, четко их артикулируя.
АУИО
ИАУО
УИОА
- Вслед за взрослым
ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ—КА—ПО
ВЫ—КА—ТУ
ХО—НУ—МЫ
ТУ—БА—ДО
- Вслед за взрослым
ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости,
легко произносимыми согласными звуками.
ПА—БО—ПЫ
ГО—КУ—ГА
ТО—ДУ—ТЫ
- Шутки - минутки. Вы
читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят
ошибку в стихотворении и исправляют её. Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет
мёд. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. Божья
коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба. -
Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.
От конфет остались ... БАНТИКИ. Завяжу на платье ... ФАНТИКИ. Съел я овощной
... ХАЛАТ. А потом надел ... САЛАТ. - Ребенок внимательно слушает незаконченную
рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок.
Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому
составу.
БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ —
БУКЕТ
Я тебе задачу дам
Все расставить по
местам.
В кассе я куплю
И отправлюсь на
У меня с собой
В нем лежит большой -
Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем
показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.
ПОЛЕНО—КОЛЕНО
БАТОН — ЛИМОН
УТКА — ДУДКА
БУКЕТ—ПАКЕТ
- Вслед за взрослым
ребенок произносит по 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов
уточняется до их воспроизведения. При повторении слов, близких по звуковому
составу, взрослый обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой
подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляторной
готовности к вызыванию звуков.
Ком—дом—том
Пакет — макет — букет
Буквы — клюква — тыква
-Ребенок слушает каждое
произнесенное взрослым слово. Затем повторяет его и показывает ряд предметов,
названия которых соответствуют по звучанию услышанному слову.
САЙКА
ЗНАТОК
БЕТОН
ТОМ
- Ребенок внимательно
слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и
назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.
На полянке обезьяны
Начинают есть ...
(бананы)
Я для птичек на балкон
Вынес булку и ...
(батон)
И про солнце, и про май
Распевает ... (попугай)
- Повторение скороговорок. 3) Игры на развитие фонематического слуха :
- «Поймай звук»
(определение наличия звука в слове). Предложите детям хлопать в ладоши (топать
ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат
слова, с заданным звуком. - Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит
три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка,
мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. - «Длинное
– короткое» - «Выбери подарок колобку», «Угадай, кому фишку?» (выделение слов с
определённым гласным звуком)
- «Определи 1 звук в
слове», «Какой последний звук?»
- Игра «Подумай и не
торопись» Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово,
которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название
птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы
первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку
назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на
"А"; что начитается на "С", в середине слова звук
"Т" и т.д.
Вариант: То же самое
задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать
иллюстрации. - Начало, середина, конец.
(развитие
фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их,
определять место звука в названии предмета). Игра «Поезд» - «Отгадай, какой
гном принёс картинку?», «Какому гному подарок?», (дифференциация согласных
звуков по твёрдости – мягкости) При наличии систематической целенаправленной
работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного
возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение
качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к
школе.
Спасибо за интересную и полезную информацию.
ОтветитьУдалить