Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии
речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи
многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения,
грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в
нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те,
которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые
нарушения, требующие специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи
также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных»
детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают
помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо
коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания,
мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических
пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты
направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма,
обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети.
Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и
большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех
логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в
семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских
учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и
школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная
ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным
речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в
этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких
детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены
возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к
тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены
возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной
деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях
минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного
развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что
иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в
интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в
овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что
выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической,
грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с
тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых
обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение
основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения
часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным
эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия,
равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких
реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его
дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи
нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить
тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка
наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети
овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем
школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и
вторичные изменения психики.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания,
если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.
Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.
Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или
школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно
их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить
тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему.
Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению
грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие
понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий